(Проблемы организации бесплатного горячего питания для учеников начальных классов в забайкальских школах обсудили на очередном заседании Коллегии краевой КСП)

Заседание состоялось 17 декабря с приглашением представителей краевого Минобразования, а также депутатов Законодательного Собрания региона.

Проверки организации горячего питания школьников актуальны еще со времен СССР, когда здоровью юного поколения, как и сегодня придавали особое значение. Поэтому при составлении Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на очередной год мы не могли оставить эту тему без внимания. Многие с ностальгией вспоминают, какой вкусной была еда в школьных столовых тех времен и жалуются, что питание современных школьников не идет ни в какое сравнение, впрочем, как и сам механизм его организации.

Итак, мероприятия по поэтапной организации бесплатного горячего питания для всех обучающихся начальных классов по поручению Президента России Владимира Путина реализуются на территории страны с 1 сентября 2020 года.

Федеральным и региональными правительствами предварительно был проделан значительный объем работ в части внесения изменений в законодательство, регулирующее данную сферу, а также по подготовке к созданию в школах инфраструктуры, необходимой для организации здорового питания (капитальный ремонт помещений, оснащение соответствующим оборудованием, снабжение качественными продуктами и др.). Ведь большая часть пищеблоков образовательных учреждений считаются устаревшими.

В нашем регионе результат не заставил себя долго ждать. К установленному сроку бесплатные горячие завтраки и обеды были организованы во всех забайкальских школах (543 образовательных организации). Поручение Президента выполнено и можно выдохнуть свободно? На деле оказалось, что реальное положение в этой сфере далеко от идеального.

В ходе проверки выявлены системные для Забайкалья проблемы:

1.  Несоблюдение организаторами питания требований к меню. Подаваемое в школах угощение не всегда соответствует принципам здорового питания. Это выражается в отсутствии в ежедневном рационе школьников некоторых видов блюд. Например, не всегда выдавали закуски (салаты, свежие овощи). Кроме того, установлены факты недопустимой замены видов продуктов, когда вместо первого горячего блюда подавали кондитерские изделия (конфеты, шоколад, печенье, вафли).

  • Применение в качестве преимущественного способа закупок — аукциона. Вместе с тем, проведение аукционов имеет существенные риски демпинга цен и, как возможное следствие, снижение качества услуг. По мнению КСП, при закупке услуг по организации горячего питания более целесообразно применять конкурс. При такой форме заказчик, помимо цены, вправе оценивать квалификацию исполнителя (наличие опыта работы в организации школьного питания, квалифицированных специалистов, достаточной материально-технической базы, собственного автотранспорта, системы производственного контроля и т.д.).
  • Отсутствие системы мониторинга объемов и видов пищевых отходов. Из 10 проверенных учреждений, учет производился только в двух. А ведь итоги мониторинга могут обсуждаться на родительских собраниях и стать основанием для обращения в адрес администрации школы либо органов контроля (надзора) по поводу качества питания.
  • Плачевное состояние пищеблоков забайкальских школ. Более 50 % зданий имеют срок эксплуатации свыше 30 лет. В некоторых из них капитальный ремонт не проводился ни разу. Изношено и технологическое оборудование (электроплиты, холодильники и тд.). При этом Минобразования края до сих пор не разработан план-график, предусматривающий поэтапную модернизацию школьных пищеблоков. По мнению КСП, документ мог бы стать основополагающим, в том числе и для получения федеральной поддержки. Тем более, что собственных средств на апгрейд у края недостаточно.

Эти и другие «камни преткновения» пока не позволяют оценить комплекс выполняемых на территории края мероприятий по созданию в школах всей необходимой инфраструктуры, равно как и качество самого питания, на оценку «отлично»!

Информация и предложения по итогам контрольного мероприятия направлены в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Забайкальского края. Соответствующие рекомендации даны Правительству Забайкальского края и краевому Минобразования.