В соответствии с майским Указом Президента России Владимира Путина Правительством РФ были разработаны национальные проекты. Один из таких проектов – «Демография». В его состав входит 5 федеральных проектов, среди них «Спорт – норма жизни», который стартовал 1 января 2019 года.

В Забайкалье была разработана региональная составляющая федерального проекта «Спорт – норма жизни», в рамках которой в крае должны создаваться максимально благоприятные условия для занятий физкультурой и спортом.

Однако очередная проверка КСП, итоги которой были подведены на заедании Коллегии в прошедшую пятницу, показала – региональная политика в данной сфере четко не сформирована. Краевым Минспортом до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на достижение результатов Регионального проекта. Это, в свою очередь, значительно затрудняет определение потребности в финансовых ресурсах, а также несет значительные риски не достижения некоторых ключевых показателей проекта. А значит, ставит под угрозу достижение главной цели или как его принято теперь называть «Общественно значимого результата» – создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физкультурой и спортом.

В ходе проверки, экспертами выявлен еще ряд проблем, часть которых являются уже системными в отрасли:

  • Недостаточность финансового обеспечения на господдержку спортивных организаций, которые готовят спортивный резерв для сборных команд, в т.ч. и сборных РФ. Что приводит к невозможности участия в соревнованиях, не позволяет забайкальским спортсменам полноценно нарабатывать соревновательный опыт и показывать высокие результаты. Край безусловно богат молодыми и талантливыми ребятами, но денег на их участие в престижных соревнованиях выделяется катастрофически мало, либо не выделяется вовсе. В итоге мы фиксируем факты участия «за свой счет», что является конечно недопустимым и идет в разрез с общегосударственной политикой.
  • Низкая обеспеченность забайкальцев спортивными объектами в нормативном состоянии (10 место в ДФО и 79 по РФ). Кроме того, по статданным численность спортивных сооружений в крае в период с 2016 по 2020 годы сократилась с 2 616 до 1 765 единиц, что связано с их инвентаризацией. Часть объектов уже не подходят под современные требования и исключаются из статистики.
  • У краевого Минспорта отсутствуют сведения о готовности участия муниципальных образований в строительстве спортивных объектов в предстоящем году и плановом периоде. В крае не формируется сеть спортивных объектов с учетом потребности в них у населения. Получается, что у муниципалитетов есть социальный запрос на строительство спортивных объектов, но по факту их даже не спросили об этом и не информировали о возможности. Работа в данном направлении должным образом не организована на протяжении долгого времени.

Также в ходе реализации контрольного мероприятия были установлены финансовые нарушения на общую сумму – 34,5 млн рублей.
Подробнее об этих и других проблемах в Отчете.

❗ Так или иначе до завершения проекта в крае запланировано к строительству только 10 спортивных объектов. КСП отмечает наличие рисков не достижения уровня обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности к 2024 году в связи с незначительным объемом строительства и завершением в 2021 году срока реализации Плана ЦЭР – главного финансового источника реализации мероприятий по строительству и оснащению в данной сфере.

🔴 Завершая, отметим – спортивный потенциал в крае однозначно есть, мы богаты подающими надежды «звездочками», но нет и к сожалению, в перспективе не предвидится стратегических площадок для их комплексного и всестороннего развития. Это, пожалуй, ключевая проблема из-за которой мы рискуем остаться в аутсайдерах.