Мониторинг проведен по предложению Законодательного Собрания Забайкальского края и включил в себя период с 2015 по 2021 годы. 

Необходимость заключения концессии по реализации такого крупного проекта (объем привлечённых инвестиций по условиям соглашения должен быть не ниже 500 млн рублей) была обусловлена:

  • неблагоприятной дорожно-транспортной ситуацией на дорогах Забайкалья. В среднем на дорогах края фиксировалось до 1,5 тысяч ДТП в год с числом пострадавших в пределах 2 тысяч человек и погибших в пределах 300 человек (отметим, что 40% всех ДТП приходилось на г. Читу);
  • ограниченным объемом бюджетных средств (концессия предполагает вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью на взаимовыгодных условиях).

По итогам проведенного анализа можно утверждать, что за годы реализации проекта ПАО «Ростелеком» выполнил все обязательства, предусмотренные соглашением. Объем затраченных компанией собственных средств составил более 1,4 млрд рублей (в т.ч. инвестиции в объеме 863, 3 млн рублей). Доходная часть (поступления в бюджет края от штрафов за нарушение ПДД) на 54 % превышает расходную (плата ПАО «Ростелеком» за почтовые отправления).

Но самое главное, на территории г. Читы и Читинского района создана и постоянно функционирует полноценная система видеоконтроля за дорожной ситуацией (право собственности, на которую принадлежит Забайкальскому краю), способствующая не только снижению аварийности на дорогах (в среднем на 3% в год), как следствие снижению числа человеческих жертв, но и оперативному раскрытию и профилактике правонарушений (число оперативных обращений в ГУ «Безопасный город» со стороны правоохранительных органов более 1300 в год), а также предотвращению пожароопасных ситуаций и ликвидации ЧС.

Приведенные данные свидетельствуют об экономической и социальной эффективности реализации концессионного соглашения для нашего региона.

Вместе с тем, КСП обращает внимание Правительства и Законодательного Собрания края — затраты, которые несет ПАО «Ростелеком» в рамках реализации соглашения компенсируются не в полном объеме. Например, за использование сегмента системы — ГУ «Безопасный город» в настоящее время плата не предусмотрена. По истечению срока действия концессии (апрель 2023 года) неизбежно встанет вопрос о дальнейшем содержании и развитии созданной системы, а следовательно, о необходимости заключения нового соглашения. С учетом данных настоящего экспертно-аналитического мероприятия вероятно возникновение следующих проблемных вопросов (рисков), влекущих дополнительную нагрузку на краевой бюджет о минимизации которых целесообразно задуматься уже сейчас:

  • необходимость полной или частичной замены дорогостоящего оборудования системы;
  • необходимость дополнительных инвестиций в целях расширения сферы деятельности ГУ «Безопасный город» (установка новых камер видеонаблюдения в целях исключения проблемных территорий, не попадающих под контроль уже установленных);
  • необходимость пересмотра способа вознаграждения концессионера, в т.ч. исходя из практики других субъектов РФ.

Читать далее