По состоянию на 01 октября 2019 года на территории Забайкальского края расположено 35 муниципальных образований, в которых действуют 35 контрольно-счетных органов (далее – КСО) (из них 34 являются юридическими лицами, 1 состоит в структуре представительного органа муниципального образования). Все муниципальные КСО входят в состав Совета контрольно-счетных органов Забайкальского края.
На территории муниципальных районов Забайкальского края расположено 375 городских и сельских поселений, 348 (92,8%) из которых заключили соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с КСО муниципального района.
Отчет составлен по форме и правилам отражения данных в указанной форме, разработанной Президиумом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
На конец отчетного периода штатная численность сотрудников муниципальных КСО составила 63 человека, фактическая численность — 59 человек, все имеют высшее профессиональное образование.
В соответствии с представленной отчетностью за 9 месяцев 2019 года специалистами КСО муниципальных образований проведено всего 1 051 мероприятие, из них 194 контрольных и 857 экспертно-аналитических (за 9 месяцев 2018 года — 207 и 864 соответственно).
В анализируемом периоде муниципальными контрольно-счетными органами проведено 14 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, 7 из которых с Контрольно-счетной палатой Забайкальского края. 83 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проведены по поручениям, предложениям, запросам и обращениям (представительного органа муниципального образования – 48, главы муниципального образования – 14, правоохранительных органов – 17, физических (юридических) лиц – 4).
Общий объем проверенных средств составил 6 671,3 млн. рублей, основная доля которых 6 541,7 млн. рублей — бюджетные средства (за 9 месяцев 2018 года данный показатель составил 5 619,9 млн. рублей, из которых 5 325,6 млн. рублей проверено бюджетных средств).
По итогам проведенных в отчетном периоде муниципальными КСО контрольных мероприятий выявлено 2 651 нарушение законодательства в финансово-бюджетной сфере (за аналогичный период 2018 года – 2 215). Выявлено финансовых нарушений на общую сумму 833,2 млн. рублей, что выше показателя 2018 года в 2,1 раза, в том числе:
• нецелевое использование бюджетных средств – 0,4 млн. рублей (со снижением на 89,5%);
• неэффективное использование бюджетных средств – 73,3 млн. рублей (с увеличением на 24,7%);
• нарушения в ходе формирования бюджета – 0,02 млн. рублей (со снижением на 99,8%);
• нарушения в ходе исполнения бюджета – 128,4 млн. рублей (со снижением на 13,1%);
• нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности – 507,4 млн. рублей (с увеличением в 4,9 раза);
• нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 64,6 млн. рублей (с увеличением на 25,7%);
• нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок на сумму 59,1 млн. рублей (с увеличением в 2,1 раза).

По итогам реализации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отчетном периоде устранено нарушений на общую сумму 1 267,5 млн. рублей (в том числе нарушения 2018 года).
По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес объектов контроля направлено 164 представления и 10 предписаний об устранении выявленных нарушений. По состоянию на 01 октября 2019 года исполнено и снято с контроля 113 представлений и 6 предписаний. Муниципальными контрольно-счетными органами направлено 4 уведомления о применении бюджетных мер принуждения, по результатам рассмотрения которых сокращено лимитов бюджетных обязательств в бесспорном порядке на сумму 664,3 тыс. рублей.
В ходе экспертно-аналитической деятельности подготовлено 857 заключений, из них:
• заключений по итогам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств – 525 ед. (за 9 месяцев 2018 года – 465 ед.);
• заключений на проекты решений о бюджете муниципального образования – 102 ед. (за 9 месяцев 2018 года – 111 ед.);
• заключений по экспертизе государственных (муниципальных) программ – 114 ед. (за 9 месяцев 2018 года – 90 ед.);
• аналитических записок – 48 ед. (за 9 месяцев 2018 года – 26 ед.);
• заключений по результатам иных экспертных мероприятий – 68 ед. (за 9 месяцев 2018 года – 172 ед.).
При проведении внешней проверки годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств специалистами муниципальных КСО выявлено финансовых нарушений на общую сумму 5 387,9 млн. рублей, что выше показателя аналогичного периода 2018 года в 2,6 раза.
Согласно представленным отчетам за 9 месяцев 2019 года в правоохранительные органы направлено 70 материалов контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения которых принято решение о возбуждении 3 уголовных дел (по материалам КСП Борзинского, Нерчинского, Тунгиро-Олёкминского муниципальных районов), возбуждено 12 административных производств (по материалам КСО Красночикойского, Могойтуйского, Петровск-Забайкальского муниципальных районов, а также городских округов «Город Чита», «Город Петровск-Забайкальский»), внесено 7 протестов, представлений, постановлений и предостережений по фактам нарушений законодательства. В органы государственной власти и органы местного самоуправления направлены информационные материалы и предложения по результатам 466 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
По результатам работы за 9 месяцев сотрудниками КСО возбуждено 14 дел об административных правонарушениях (КСО Акшинского, Оловяннинского, Тунгиро-Олекминского, Улетовского, Чернышевского, Шилкинского муниципальных районов), назначено административных штрафов на сумму 85,8 тыс. рублей, что выше показателя 2018 года на 89,4%. Кроме того, направлено 6 обращений в уполномоченный орган о возбуждении дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения всех протоколов привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц, к дисциплинарной – 27.
В отчетном периоде в средствах массовой информации Забайкальского края размещено 142 публикации о деятельности муниципальных КСО. Также 31 КСО размещает информационные сообщения на собственных сайтах или страницах на сайтах представительного или исполнительного органа муниципалитета.