По первому вопросу повестки заседания Коллегии были рассмотрены и утверждены материалы двух контрольных мероприятий:

  •  «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенных на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала». Контрольное мероприятие проведено на основании пункта 1.25 Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Забайкальского края на 2021 год параллельно со Счетной палатой Российской Федерации.

По результатам проверки, проведенной в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Забайкальского края и Государственном учреждении здравоохранения «Оловяннинская центральная районная больница», сделаны следующие выводы:

1. Реализованные мероприятия по софинансированию расходов медицинским организациям на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала не оказали существенного влияния на сокращение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. По итогам 2019 года численность медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, уменьшилась на 138 чел. (-2,3%). В течение 2020 года сокращение составило 220 чел. (-3,6%). В 2019 году использовано только 19,9 % от выделенных на указанные цели средств, в 2020 году – 14,9 %.

2. По мнению Контрольно-счетной палаты основными причинами недостижения целей мероприятий и низкого исполнения запланированных расходов являются следующие факторы:

— порядок использования средств предусматривает, что финансирование заявок медицинских организаций осуществляется только за те месяцы, в которых сохранялся положительный прирост численности относительно начала года;

— в течение 2018-2020 годов в Забайкальском крае сохранялась тенденция значительного оттока медицинских кадров из отрасли, в том числе связанного с низким уровнем качества жизни в регионе. В результате медицинские организации не могут претендовать на получение средств для софинансирования расходов на оплату труда, поскольку количество увольняемых специалистов в большинстве случаев превышает число принятых на работу.

По результатам рассмотрения материалов контрольного мероприятия Коллегией КСП принято решение:

1. Направить отчет по результатам контрольного мероприятия в Законодательное Собрание Забайкальского края и Губернатору Забайкальского края для рассмотрения.

2. Направить материалы проверки в Счетную палату Российской Федерации и рекомендовать рассмотреть следующие вопросы:

— о необходимости корректировки правил формирования и предоставления медицинским организациям средств, предусмотренных для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;

— обоснованности определения размера иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала для Забайкальского края на 2021 год, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2021 №200-р.

3. Направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края информационное письмо о факте нецелевого использования бюджетных средств и необходимости принятия мер по возврату средств в бюджет ТФОМС Забайкальского края.

4. Внести в ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница» представление по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушения.

  • «Проверка отдельных вопросов деятельности ГУЗ «Хилокская центральная районная больница». Контрольное мероприятие проведено на основании пункта 1.23 Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Забайкальского края на 2021 год, по обращению Законодательного Собрания Забайкальского края.

По результатам контрольного мероприятия сделаны следующие выводы:

1. Учреждение находится в сложном финансовом положении. В 2019-2020 годах расходы Учреждения превышали доходы на 8,1% и 11,9%, соответственно, что повлекло рост просроченной кредиторской задолженности. По итогам 2020 года просроченная кредиторская задолженность составила 28 760,2 тыс. рублей (с ростом в 2,6 раза к 2019 году), что составляет 10,2% от суммы всех расходов Учреждения в 2020 году.

2. В ходе проверки не выявлены факты необоснованного (излишнего) принятия Учреждением денежных обязательств.

3. Основной причиной сложившейся ситуации является то, что при оплате медицинской помощи, оказанной Учреждением в системе ОМС, используются тарифы и подушевые нормативы финансирования с применением районного коэффициента к заработной плате в размере 1,2. При этом заработная плата работникам Учреждения выплачивается с учетом районного коэффициента – 1,4, установленного Законом Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗЗК. Дополнительные расходы на выплату повышенного районного коэффициента из бюджета края не возмещаются, в результате часть средств ОМС вынуждено перераспределяется на оплату труда с других направлений расходов. По оценке, сумма данных расходов Учреждения составила в 2019 году – 21 806,7 тыс. рублей, в 2020 году — 20 842,7 тыс. рублей, и сопоставима с размерами просроченной кредиторской задолженности.

По результатам рассмотрения материалов контрольного мероприятия Коллегией КСП принято решение:

1. Направить отчет по результатам контрольного мероприятия в Законодательное Собрание Забайкальского края и Губернатору Забайкальского края для рассмотрения.

2. Рекомендовать Правительству Забайкальского края обеспечить исполнение расходных обязательств Забайкальского края, обусловленных Законом Забайкальского края от 14.10.2008 №39-ЗЗК, в части выплаты повышенного районного коэффициента работникам краевых учреждений здравоохранения за счет бюджета Забайкальского края.

По второму вопросу повестки заседания рассмотрены результаты реализации трёх информационных писем Контрольно-счетной палаты Забайкальского края и приняты следующие решения:

  1. Направленные по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ порядка осуществления капитальных вложений за счет бюджета Забайкальского края в объекты муниципальной собственности. Достижение фактических значений показателей в рамках действующих государственных программ Забайкальского края, региональных проектов Забайкальского края» информационные письма в Министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края оставить на контроле с направлением информационного письма исполняющему обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края – руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края.
  2. Направленное по результатам проверки законности, эффективности и целесообразности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)» информационное письмо в Министерство культуры Забайкальского края снять с контроля.

По третьему вопросу повестки заседания Коллегии согласованы изменения в План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Забайкальского края на 2021 год.